Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 55
Дошкольное отделение
Конспект
организованной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
«Путешествие в страну Математики»
(формирование элементарных математических представлений)
Провела:
Воспитатель
Крымкина Наталья Сергеевна
2016 г.
город Тверь
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема «Повторение. Игра-путешествие в страну Математику»
( Формирование элементарных математических представлений.
Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два - ступенька» )
Крымкина Наталья Сергеевна
Воспитатель первой категории дошкольного отделения МБОУ СШ №55.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция с другими областями: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Программное содержание:
Цель:Развитие интереса к предмету математики на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
1. Обучающие задачи: (ОО «Познавательное развитие»)
1) Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки детей по основным содержательным линиям курса математики в данной возрастной группе;
2)Обобщить представления о сложении и вычитании групп предметов;
3) Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, представления детей о геометрических фигурах, умение различать геометрические фигуры и сравнивать их по свойствам ( по цвету, по форме, по размеру);
3)Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.
4)Закрепить полученные знания путем применения их в игровых ситуациях.
2. Развивающие задачи:
1)Развивать социальные навыки умения работать в группе, в малых группах, находить решения и делать выводы. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
2)Создать условия для развития логического мышления.
3)Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
4)Развивать художественно-эстетическое восприятие. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
5)Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. (ОО «Физическое развитие»)
3. Воспитательные задачи: (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
1)Воспитывать сдержанность, усидчивость.
2)Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
3)Воспитывать чувство коллективизма, чувство взаимовыручки, умение работать в команде.
4)Воспитывать интерес к математическим занятиям.
4. Речевые задачи: (ОО « Речевое развитие»)
1) Закрепить умение детей пользоваться обобщающими словами.
2) Развивать навыки отгадывания загадок;
3) Обогащать словарь детей существительными и прилагательными, обозначающими цвет, форму и величину предметов.
4)Развивать все компоненты речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
Структура (части и предполагаемое их время)
Игровая мотивация (организационный момент) – 1 минута
Вводная часть - 2 минуты
Основная часть - 24 минуты
- Дидактическая игра «Выбираем транспорт»
- Дидактическая игра «Волшебная лужайка»
- Физкультминутка «Лебеди»
- Дидактическая игра «Салки-догонялки»
- Физкультминутка + Пальчиковая гимнастика «Хороший день»
- Дидактическая игра «Признаки фигур"
- Дидактическая игра «Числоград»
Заключительная часть – 3 минуты.
Итог: 30 минут.
Организация детей в каждой части
Игровая мотивация (организационный момент) – дети стоят в кругу на коврике
Вводная часть – дети стоят в кругу
Основная часть
- Дидактическая игра «Выбираем транспорт» - дети стоят в кругу, садятся за столы, а потом садятся на стульчики, поставленные в форме ракеты клином
- Дидактическая игра «Волшебная лужайка» - дети стоят у магнитной доски
- Физкультминутка «Лебеди» - выполняют в кругу
- Дидактическая игра «Салки-догонялки» - дети стоят в кругу, садятся за столы по группам
- Физкультминутка + Пальчиковая гимнастика «Хороший день» - идут по кругу
- Дидактическая игра «Признаки фигур» - стоят в кругу
- Дидактическая игра «Числоград» - сидят за столами
- Минута релаксации дети сидят на стульчиках, поставленных клином
Заключительная часть – дети стоят на коврике
Итог: 30 минут.
Общее время: 30 минут
Резервное время (1-3 минуты)
Методы и приемы:
- наглядные: иллюстрации, показ действий, демонстрация материала, раздаточный материал для детей;
- словесные – беседа, инструкция, вопросы, объяснение;
-метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: дидактические игры, проблемные ситуации.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, практическая.
Формы организации: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.
Оборудование:
- магнитная доска с магнитами;
- цифры и математические знаки на магнитах;
- стулья по количеству детей стоят клином (в виде ракеты);
- два стола (парты), стулья по количеству детей;
- mp3 проигрыватель, аудиозапись «Старт космической ракеты», «Полет космической ракеты» , фонограмма «Танец Фей»,
Демонстрационный материал:
- картинки-отгадки к загадкам о видах транспорта, 1-2 лишних вида транспорта;
- лист с нарисованной по точкам ракетой;
- картинка-иллюстрация «Волшебная лужайка»;
- картинка-иллюстрация с изображением жителей волшебной страны;
- иллюстрация к игре «Салки-догонялки»;
- таблицы для закрепления знания состава чисел в пределах 10;
- числовой отрезок.
Раздаточный материал:
- карточки с точками и цифрами (ракета) для каждого ребенка;
- математическая касса цифр;
- геометрические фигуры по количеству детей разного цвета, формы и размера;
- домики-карточки на каждого ребенка;
- фломастеры;
- конфеты.
Предварительная работа:
- математические занятия по программе «Детский сад 2100»;
- игра «Признаки фигур»;
- игра «Соедини точки по порядку»
- беседа по теме «Виды транспорта»
- игра «Засели домик»
№ пп |
Этап НОД |
Деятельность воспитателя |
Деятельность обучающихся |
Время (мин.) |
1. |
Организаци-онный
момент |
Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает сделать круг.
- Мы сплетеньем наших рук,
Образуем дружбы круг.
Руку дай и улыбнись,
Вправо, влево повернись.
Доброе утро, птицы запели,
Добрые дети, улыбнитесь скорее.
Спряталась вся темнота по углам,
День наступил, нам пора по делам. |
Дети встают вкруг, берутся за руки, улыбаются (на коврике) |
1 мин. |
2. |
Вводная часть |
Воспитатель – Ребята! Скажите, какие у нас могут быть дела? Воспитатель – Я вам предлагаю сегодня отправиться в гости в волшебную страну, согласны?
Воспитатель – Я получила телеграмму, в котором Фея из волшебной страны Математики приглашает нас в гости. |
Дети стоят в кругу.
Ответы детей – играть, гулять, заниматься.
Ответы детей – да |
2 мин. |
3. |
Основная часть |
Игра «Выбираем транспорт»
Воспитатель - Давайте выберем такой вид транспорта, который позволит нам быстро добраться к Фее и вовремя вернуться домой. Для этого отгадайте загадки:
1. Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем.
2. Кто на бегу,
Пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед
И сам себя,
Да и меня с тобой!
3. Дом по улице идет.
На работу всех везет.
Не на курьих домик ножках,
А резиновых сапожках.
4. Летит птица –небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
Воспитатель – Молодцы, все правильно!А вот следующая загадка непростая, а зашифрованная. Соедините на своих листочках точки по порядку – и получится картинка.
(Приглашает детей сесть за столы, каждый получает лист с точками и цифрами)
Воспитатель –
Чудо птица, алый хвост;
Прилетели в стаю звезд.
Так какой же вид транспорта самый быстрый?
Воспитатель – Молодцы, хорошо справились с этим заданием!
А теперь давайте поудобнее разместимся в нашей ракете и полетим в волшебную страну.
(Звучит аудиозапись «Старт космической ракеты» звук mp3)
Игра «Волшебная лужайка»
Воспитатель – Ну вот мы и прилетели в страну Математики. Ребята, выходите ко мне в круг. На лужайке перед сказочным домом Феи и трава, и птицы, и звери - все необыкновенное, сказочное, математическое. Рассмотрите картинку. (Картинка- иллюстрация прикреплена на магнитную доску). Назовите какие цифры «спрятались» в рисунках.
Воспитатель – Ребята, давайте превратимся в сказочных лебедей и немного отдохнем. Выполняйте движения по тексту.
Физкультминутка «Лебеди»
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели
И снова полетели.
Воспитатель – Какие красивые лебеди живут в волшебной стране. Молодцы ребята.
Игра «Салки-догонялки»
У Феи в волшебной стране живут в мире и согласии самые разные животные. Вот утята и мышата собрались на полянке поиграть в салки-догонялки. Посчитайте, сколько мышат и сколько утят? (Воспитатель показывает картинку, прикрепленную на магнитную доску) Воспитатель - Пожалуйста, садитесь на свои места, разделитесь на две группы. Составьте 4 равенства и назовите в них части и целое.
Воспитатель – А теперь по одному человеку от команды надо выйти и выложить равенства на магнитной доске. Первая команда – равенства со знаком «+», вторая команда – равенства со знаком «-».
Воспитатель – Молодцы, ребята, хорошо справились и с этим заданием.
Давайте встанем и пойдем дальше путешествовать по волшебной стране.
Физкультминутка + Пальчиковая гимнастика «Хороший день»
До чего хорош денек:
Веет легкий ветерок,
Солнца летние лучи
Так приятно горячи!
И не надо ни сапог,
Ни рубахи, ни чулок,
Ни тужурки, ни колош...
До чего денек хорош!
Молодцы!
Воспитатель превращается в Фею – Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в стране Математики.
Игра «Признаки фигур"
В моей стране живут геометрические фигуры. (Воспитатель раздает детям каждому геометрическую фигуру). Я вам их дарю и мы сейчас поиграем в игру. Будет играть волшебная музыка, а когда она закончиться надо будет вам собраться в группы по названному мною признаку фигур.
Звучит фонограмма «Танец Фей». Музыка останавливается.
Воспитатель-Фея – называет первый признак – цвет. Фея проверяет правильность выполнения, проговаривая еще раз признак по которому ребята собрались в одну группу.
Далее игра продолжается, называются следующие признаки – форма, размер)
Фея – Молодцы! Все справились с заданием.
Приглашаю вас посетить столицу страны математики – город Числоград. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Игра «Числоград»
Фея – Дома в нашей столице необычные: на каждом этаже живут соседи- числа, которые в сумме дают число – номер дома. Помогите заселить домики числами. Проверка фронтальная с комментированием, например: в домике числа 7 на одном этаже живут числа 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1.
Фея – Молодцы, ребята. Но вот и подходит наше путешествие к концу. Хочу вас поблагодарить и угостить вас сладостями. (Угощает детей сладостями).
Буду рада вас видеть в стране Математики. До свидания!
Воспитатель (переоделась) – Ребята, занимайте свои места в ракете. Пора отправляться в обратный путь. При движении обратно, можно закрыть глаза и немного отдохнуть. (Звучит аудио «Полет космической ракеты» звук mp3). |
Дети стоят в кругу
Ответ детей – велосипед
Ответ детей – паровоз
Ответ детей – автобус, троллейбус
Ответ детей – самолет
Дети садятся за столы. Соединяют точки, получается ракета.
Дети отвечают - это ракета
Ответ детей – ракета
Дети садятся на стульчики, поставленные клином.
Дети подходят к воспитателю.
Дети называют цифру и ее местонахождение
Дети встают в круг, выполняют движения по тексту стихотворения
Дети стоят на коврике
Дети считают и отвечают -3 утенка и 7 мышат
Дети садятся за столы по группам и выкладывают на столе равенства.
Дети выходят и выкладывают равенства с комментированием, называя части и целое в каждом равенстве.
Например: Здесь 3 утенка и 7 мышат. 3+7=10. 3 и 7 – это части, 10- целое)
Дети встают и подходят к воспитателю.
Дети идут друг за другом по кругу и выполняют пальчиковую гимнастику
-попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь
-делают плавные движения ладонями от себя
-поднимают руки вверх, пальцы растопырены
-поочередно загибают пальцы на двух руках одновременно,
-попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь
Дети здороваются с Феей.
Дети стоят в кругу.
Дети танцуют под музыку.
Дети собираются в группы по цвету их фигур.
Дети танцуют, после остановки музыки , собираются в группы по форме (размеру) фигур
Дети садятся на свои стульчики за столы.
Дети сидят за столами.
Домики-карточки распределяются между детьми по выбору. Дети записывают фломастерами цифры в домики.
Дети подходят к Фее.
Дети прощаются с Феей, получают от нее сладости.
Дети садятся в ракету - на стульчики, поставленные клином. Закрывают глаза. |
24 мин. |
3. |
Заключитель-ная часть |
– Ребята, мы вернулись обратно. Подойдите, пожалуйста ко мне. Мы сегодня побывали в гостях у Феи в ее волшебной стране, где все связано с математикой. Что вам понравилось?
Какие задания были для вас легкими, а какие трудными? Почему? Где нам в жизни это может пригодиться? Вы все старались. И мы славно попутешествовали. Молодцы! |
Дети подходят к воспитателю на коврик
Ответы детей.
Ответы детей |
3 мин. |